Синдром мамочки отличницы

Синдром отличницы у взрослых и детей. Как избавиться от синдрома отличницы?

Синдром мамочки отличницы

Среди простых людей с их достоинствами и недостатками обитают и такие необычные личности, у которых все идеально. Или, по крайней мере, они к этому стремятся.

У таких представителей рода человеческого всегда все разложено по полочкам – и мысли, и вещи в шкафах. Они аккуратны и подтянуты и выполняют свою работу безупречно. Но почему-то далеко не все из них счастливы.

Все дело в том, что их идеальность – это результат такого психологического явления, как «синдром отличницы».

Неоднозначное понятие

Это понятие – одно из «народных» названий термина патологической формы перфекционизма. Это означает, что для человека, который им страдает, приемлем только абсолютный и идеальный результат любого действия.

То есть никаких «авось» и «да, ладно», никаких недоделок, а все структурировано, доведено до совершенства и выполнено «на отлично». И так во всех аспектах жизни. Синдром отличницы у взрослых психология изучает уже давно и с пристрастием.

По этому поводу есть много научных исследований и работ, поэтому и осведомленность людей в данном вопросе достаточно высока. Однако, к сожалению, таких «отличников» меньше не становится.

Симптомы

Синдром отличницы может проявляться по-разному, и иногда за него может быть принято элементарное стремление человека сделать что-то хорошо или правильно.

Но все же есть «звоночки», на которые стоит обратить внимание, чтобы вовремя оказать помощь и поддержку близкому человеку, ребенку или другу.

Кстати, и у детей, и у взрослых симптоматика этого психологического недуга выражается одинаково.

  1. Желание довести все до идеала: все игрушки сложены «под линеечку», в дневнике всегда только «пятерки», на кухне каждая кастрюля доведена до блеска, в салоне автомобиля нет ни пылинки, туфли начищены, цветы всегда политы и т. д. И никаких «почти»! Все должно быть доведено до безупречности.
  2. Человек болезненно реагирует на любую критику. Общественное мнение и оценка за проделанную работу – превыше всего остального в жизни. Любая негативная оценка («двойка» или даже «четверка» за контрольную, выговор строгого начальника, замечание прохожего на улице и т. д.) способна просто повергнуть такую личность в глубочайшую депрессию, вызвать очень сильное психологическое расстройство или как минимум сильно опечалить и испортить настроение очень надолго.
  3. Безумная ревность к похвалам, адресованным другим людям. Перфекционист может легко впасть в истерику только потому, что учитель похвалил сегодня не его одного или премию за успешно выполненный проект дали одновременно нескольким сотрудникам. «Отличник» всегда должен быть только лучшим из лучших.
  4. Самопожертвование – это второе «я» таких людей. Никакие лишения не остановят их на пути к идеалу. Они могут жертвовать собой, своей семьей, интересами, отдыхом, развлечениями, в общем абсолютно всем, ради выполнения какой-либо задачи идеально. Как только цель будет достигнута, они переключаются на следующую, и тогда в ход идут уже новые жертвы.
  5. Постоянное сравнение себя с другими: никто не должен быть лучше, никаких промахов и ошибок, как у других. Если отличник встречает на своем жизненном пути еще более идеального человека, то вероятны два исхода. Либо «безупречный» станет для перфекциониста идеалом, которому стоит следовать, либо такая встреча приведет к глубокой депрессии с серьезными психологическими травмами и последствиями.

Согласно последним исследованиям в области психологии и генетики, синдром отличницы может быть как приобретенным, так и наследственным. С генетикой спорить человечество еще не научилось, а вот понять, что вызывает подобные расстройства психики, вполне под силу каждому.

  1. Неправильно данная в детстве установка, что любовь не безусловна, ее необходимо заслужить, причем только хорошими поступками. И чем лучше и правильней все делать, тем сильнее будут любить. Как часто родители говорят своему чаду: «Если бы ты был отличником, тогда я бы тобой гордилась и тебя любила». Или так: «Не подходи ко мне, не разговаривай со мной, потому что ты сегодня поступила очень плохо» и т. д. Из таких высказываний ребенок устанавливает связь: если поступать хорошо и правильно, то будут любить, а если нет – не будут. Отсюда зарождается и стремление сделать все идеально любой ценой, ведь на кону любовь и признание. К сожалению, такую ошибку могут допустить не только родители, но и учителя, бабушки и дедушки, и даже школьные друзья и одноклассники. А любящие и заботливые мамы и папы просто не смекнут вовремя, что это за явление и как с ним бороться.
  2. Постоянное присутствие в окружении человека одного или нескольких патологических перфекционистов может вызвать так называемое «заражение» как у взрослого, так и у ребенка. Конечно, на физиологическом уровне никакого вируса или бактерии не передается. Но на уровне сознания и подсознания перенимание навыков, черт характера и особенностей поведения другого человека, с которым есть постоянный и близкий контакт, – явление не такое уж и редкое. Как в народе говорят, с кем поведешься, так тебе и надо. Часто родители-перфекционисты воспитывают своего ребенка по своему образу и подобию, и в результате получается еще один человечек с завышенными требованиями к себе и окружающим, с болезненным обостренным чувством неидеальности этого мира и стремлением все довести до безупречности.
  3. Чрезмерная самокритичность тоже может довести до такого состояния. Анализируя свои неудачи и промахи, человек думает, что если бы поступил правильно или сделал что-то лучше, то все сложилось бы по-другому или что-то бы не произошло. Это приводит в дальнейшем к стремлению все сделать лучше, а потом при следующей неудаче еще лучше, и так по нарастающей. Очень часто это встречается у детей, которых сильно ругают за ошибки и неправильные поступки.

Плачевные последствия

Чем же опасен патологический перфекционизм? Синдром отличницы у взрослых женщин и мужчин, а также у детей, проявляется как в психологических проблемах (ограниченный круг общения, частые нервозные состояния, депрессии), так и в физических недугах (нарушение работы сердечной и нервной систем, скачки артериального давления, нервное и физическое истощение организма).

Понимая симптомы, причины и последствия, можно обратиться за помощью к психологу. Если нет такой возможности или желания, то, в принципе, каждый может выработать свой собственный способ борьбы с этим недугом, используя следующие советы.

Как помочь ребенку?

Чтобы у вашего любимого чада не возникло проблем при образовании собственной семьи, а потом и с его же наследниками, необходимо в первую очередь обеспечить ему благоприятные условия для жизни и взросления. И психологический настрой играет в этом плане первостепенную роль.

Совет 1: Любовь и внимание

С самого рождения давать чаду понять, что любовь – понятие безусловное. Даже если в дневнике нарисовалась «двойка» или директор вывал родителей в школу за плохое поведение школьника, мама и папа все равно будут любить.

Да, они будут расстроены, последует воспитательная беседа и, возможно, даже они применят какое-то допустимое наказание, но при этом всем сердцем будут вместе со своим ребенком.

И никаких физических наказаний, чрезмерных лишений или отчуждения!

Совет 2: Гениальность – не самое главное

Чтобы не взрастить синдром отличницы у ребенка, не стоит «лепить» из него гения или победителя во всех конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. Пусть чадо занимается тем, что ему интересно и выполняет задания, которые под силу. Пусть не отличник, не призер по бальным танцам, не победитель конкурса лучших скульптур из пластилина и т. д., но зато свой любимый, родной и психически здоровый!

Совет 3: Разнообразие и импровизация

Если школьник чрезмерное количество времени проводит за учебой, без отдыха и прогулок сидит за книгами, старается быть лучшим учеником на всю школу, то это, конечно же, хорошо. Но, как известно, «много хорошо – тоже не хорошо».

Чтобы такой старательный малыш не заработал себе «синдром отличницы» вместе с пятерками, грамотами и медалями, родителям нужно перестать этим умиляться и отвлечь чадо на что-то другое, показать, что в мире есть много чего не идеального, но такого интересного.

Например, завести традицию по вечерам вместе выгуливать собаку и болтать о всяком разном, причем использовать не один и тот же маршрут, а каждый раз импровизировать.

Или совершенно неожиданно, несмотря на гору невымытой посуды или несделанной работы, собраться и всей семьей поехать на природу, чтобы поиграть в бадминтон.

Как избавиться от синдрома отличницы у взрослых?

Тут уж, после осознания наличия у себя подобной проблемы, придется постараться собственноручно. Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Совет 1: Небольшие изменения

Позволить себе хотя бы некоторую небрежность. Для начала можно сделать прическу, которая не предполагает идеальную укладку. Затем выбрать несколько вещей, которые будут выглядеть не так, как все остальное в гардеробе.

Также можно попробовать лечь спать, не вымыв посуду, уйти на работу, не прихватив с собой пакет с мусором, который надо выбросить, повесить полотенца в ванной не на свои места.

Сначала будет трудновато, но затем изменение таких мелочей даст понять и почувствовать, что мир не рухнет, если не все в нем будет идеально и безупречно.

Совет 2: Делегирование полномочий

Хороший способ, как избавиться от синдрома отличницы, – это позволить кому-либо сделать что-то за себя. Например, разрешить мужу самому сходить в магазин и купить любые продукты, которые он выберет, а не те, которые обозначены в строгом списке.

Или позволить коллеге самой довести проект до конца, без ежеминутного контроля и проверки. Конечно, это вызовет целую волну переживаний, но трудно будет только первые несколько раз.

Затем сработает все тот же принцип – мир не идеален, но, несмотря на это, он все еще держится, и люди в нем счастливы.

Совет 3: Важен процесс, а не результат

И, наконец, синдром отличницы у взрослых можно побороть, научившись наслаждаться не тем результатом, который будет получен в конце пути, а каждым шагом и моментом. Ведь важен не только, например, восторг заказчика от увиденного результата работы компании, но и каждая минута, проведенная за работой, все улыбки коллег, все приятные воспоминания и яркие мелочи.

Побороть синдром отличницы сложно, но все-таки вполне реально. Главное, не пытаться сделать это «на отлично»!

Источник: http://.ru/article/246494/sindrom-otlichnitsyi-u-vzroslyih-i-detey-kak-izbavitsya-ot-sindroma-otlichnitsyi

Синдром отличницы

Синдром отличницы

«Я понимала, что такое быть мамой умершего ребенка, как бы страшно это ни звучало. А как быть мамой ребенка с синдромом Дауна — не понимала»

«Ты же знаешь, как это бывает. Ты рожаешь — и сразу все начинают названивать: «Ну что?! Уже все? Поздравляем! Как назвали?!»»

Маша режет сыр, кошка Редиска внимательно следит за ножом — вдруг кусочек упадет. Полина, дочка Маши, о рождении которой она рассказывает, следит за доской с сыром с другой стороны. Все дети любят стянуть что-нибудь до того, как все сядут за стол.

«Я лежу, смски читаю, реву. Приходит врач, ругается: «Ну что ты плачешь, она же все чувствует!» А я говорю: «Доктор, так я-то тоже все чувствую, потому как живая»».

Смску Маша написала одну, своей сестре: «Родила, назвали Полиной, у Поли синдром Дауна». Через минуту сестра ответила: «Отказываться будете? Если будете — мы заберем!»

Обычное дело

Маша говорит, что не знает, что рассказать об их семье — они самые что ни на есть обычные. Обычная квартира в Иркутске — ни в центре, ни на окраине. Обычный обед: картошка, сосиски, овощной салат.

Обычная семья — папа, мама, трое детей да старенький дедушка.

На дедушку Полина прямо сейчас надела игрушечную корону, тот надувает щеки и делает значительную мину, Поля заливается хохотом, дедушка тоже: «Принцесса моя, ягодка!»

Антон Климов для ТД

Мария и Полина на детской площадке

Антон Климов для ТД

Мария и Полина

И синдром Дауна, который у средней дочки Маши, Полины, тоже дело самое обычное. Из 700 новорожденных один рождается с синдромом Дауна. На семью в этот момент обычно вываливаются всевозможные предрассудки и мифы, а во многих роддомах сразу предлагают отказаться от ребенка. В Иркутске рождается в среднем двадцать детей с синдромом Дауна в год, и от половины отказываются в первую неделю жизни.

— А ты думала отказаться от ребенка?

— Отказаться — нет, но мысли у меня, когда Полину после родов забрали в реанимацию, были разные, врать не буду. «Вот она слабенькая, сейчас помрет — и буду я мамой умершего ребенка».

— Маша старается говорить в привычной для нее ироничной манере, но все-таки плачет, в первый и последний раз за день. — Я понимала, что такое быть мамой умершего ребенка, как бы страшно это ни звучало.

А как быть мамой ребенка с синдромом Дауна — не понимала.

В роддом, где Маша рожала Полю, пустили мам из общественной организации «Радуга», занимающейся поддержкой родителей и детей с синдромом Дауна. Маша отнеслась к предложению о встрече равнодушно, но женщины привели с собой пятилетнюю Арину с тем же синдромом.

«Я посмотрела: она не говорила, конечно, но ведь бегает, маму-папу обнимает, обычный ребенок. Меня это успокоило».

Антон Климов для ТД

Полина

Антон Климов для ТД

Полина

Муж Маши к тому моменту ребенка еще не видел, и она запаниковала: а вдруг он их бросит? Маша потребовала, чтобы к ней пропустили мужа, заведующая отделением пошла навстречу, и в девять часов вечера в отдельной комнатке Рома познакомился со своей дочкой.

— И что сказал?

— Да ничего не сказал, обнял, и все. Мы с ним, если честно, так ни разу и не поговорили на эту тему подробно. «Что ты чувствуешь, что я чувствую». Просто растим наших детей — и все.

Такой замес

Любимая присказка Романа, папы Полины: «Такой вот замес». Он много шутит, бурно жестикулирует — актер по образованию, он продолжает играть в театре пантомимы, хотя основная его работа теперь операторская.

«Иркутское театральное училище каждый год выпускает по курсу, а театров, знаешь, на нас еще как-то не настроили, — смеется он. — Такой вот замес!»

Мы курим на балконе, дедушка подходит к двери и заботливо снимает ручку, кладет ее на верх шкафа, чтобы дети не могли туда пробраться. Поля шустрая, и ее младший брат, Павлик, тоже — минуты не проходит, чтобы кто-нибудь не попытался вломиться на балкон к папе. Роман прячет сигарету за спину и корчит Поле смешную рожицу, девочка смеется, но из-за стекла звука не слышно. Тоже пантомима.

Антон Климов для ТД

Мария причесывает Полину на кухне

Антон Климов для ТД

Мария и Полина

Рома говорит, что всегда хотел много детей. Я все-таки решаюсь спросить:

— Знаешь, в роддомах таких детей часто предлагают оставить…

— Нам не предлагали! — он корчит смешную рожицу, теперь уже мне. — А что?

— А ты сам никогда об этом не думал?..

— Что думал? — С лица слетает дурашливость, он начинает кашлять, а потом говорит совершенно серьезно, — Насть, ты что, с дуба рухнула?!

Роман говорит, что когда стало понятно про синдром, Маша переживала, а он нет.

— Я считаю, что она в правильной семье родилась, — говорит он и затягивается. — Такие дети — это искупление, вот как.

— Искупление чего?

— А просто искупление, через любовь, — он опять смеется и возвращается в свое обычное искрящееся состояние. — Такой вот, Настя, замес.

Много общего

— Ромка Поли совсем не стесняется, — говорит Маша. — Может на работу с ней пойти, может хоть генеральному директору показать, он ею гордится…

— А ты?

— А я тоже горжусь, только у меня синдром отличницы, понимаешь? Сначала идеальная учеба, потом идеальная работа, потом идеальная семья, ребеночек старший тоже идеальный. А тут вроде бы как сбой, не справилась.

Антон Климов для ТД

Полина

Мы сидим в комнате у идеальной Шурки, старшей сестры Полины. Шурке десять лет, сегодня и исполнилось, поэтому держит она себя с достоинством.

Кошку Редиску в дом притащила именно она: села на маршрутку, съездила на центральный иркутский рынок и привезла здорового кота и маленького котеночка, плюс корм на все карманные деньги.

Здоровый кот Шурку поцарапал и сбежал, а котенка мама разрешила оставить, хотя и поругалась немного.

Шурка считает дни до того момента, когда сестра тоже пойдет в школу, не одной же ей страдать.

Шурка пока не вполне понимает, что скорее всего Поля с ней в одну и ту же школу не пойдет.

И обычный-то детский садик, не коррекционный, получился с трудом, Полю там не ждали, обычно детям с синдромом Дауна настойчиво рекомендуют коррекцию.

В «Радуге» тем не менее Маше посоветовали просить именно обычный, инклюзия идет на пользу и ребенку с синдромом, и остальным детям. После некоторого сопротивления администрации все получилось. Полина ходит в садик с удовольствием.

— Ты с Полей играть любишь?

Шурка опять закатывает глаза.

— Это значит, что любишь или не любишь?

— У нас с Полиной много общего, — важно говорит Шурка. — А это самое важное.

Антон Климов для ТД

Полина ждет занятия в центре «Моя и мамина школа»

Антон Климов для ТД

Полина ждет занятия в центре «Моя и мамина школа»

Четыре года назад «Радуга» открыла в Иркутске центр «Моя и мамина школа». Здесь с детьми занимаются логопед и дефектолог, с родителями и детьми работает психолог. Есть занятия по подготовке к школе — и на эту подготовку Поля ходит с большим удовольствием.

«Радугу» основали люди опытные — сами родители детей с синдромом Дауна. Они хотели бы жить самой обычной жизнью, но получили другую. С борьбой с самых первых дней за то, чтобы быть со своими детьми, чтобы получить то, что им полагается по закону — образование, включенность в общество.

Развитие и социальная адаптация детей с синдромом Дауна — кропотливая ежедневная работа. Помощь нужна каждый день. Ваши 100 рублей, пожертвованные на работу «Моей и маминой школы», — это зарплата педагогам и специалистам, это оборудование для специальной сенсорной комнаты. Это обычная жизнь для детей с синдромом Дауна и их родителей.

Других центров, комплексно помогающих семьям, где растут дети с синдромом Дауна, в Иркутской области просто нет.

Источник: https://takiedela.ru/2018/05/sindrom-otlichnicy/

Синдром отличника

Синдром отличника

Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту.

Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики.

С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых.

Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни.

Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.

Причины синдрома отличника

Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:

  • Компенсация родительских неудач. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.
  • Высокие требования. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения (школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности), люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям.
  • Недостаток внимания. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ.
  • Заниженная самооценка. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку.

Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества.

Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости.

Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат.

Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.

Симптомы синдрома отличника

Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения.

Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж.

Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.

У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику, ругань.

Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией. «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу.

В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.

Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики, обсессивно-компульсивное расстройство, психосоматические реакции.

Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками.

При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония, астма и другие.

Диагностика

Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей.

Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства. Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации.

Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:

  • Беседа. Опрос проводится врачом-психиатром, психологом. Выясняется анамнез, беспокоящие симптомы (частота, выраженность, продолжительность). При описании эмоционального состояния пациенты говорят о напряжении, страхах перед неудачей, волнении при выполнении задач, подавленности после совершения ошибок и негативных оценок окружающих, эйфории после достижения цели и получения награды.
  • Опросники. Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
  • Проективные методики. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест.

Лечение синдрома отличника

Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:

  • Когнитивно-поведенческая. В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной (неустойчивой) самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения. На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях (при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики).
  • Семейная. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений – похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка (взрослого) с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех.
  • Групповые тренинги. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений. В играх пациент пробует занимать различные позиции, принимать роли – ведущий, ведомый, победитель, проигравший, «запасной игрок», «режиссер» (невидимый игрок). Учится изменять мотивацию с внешней, формальной стороны деятельности на содержательную, ценить процесс, акцентируя внимание на удовольствии, дружеских отношениях, заинтересованности заданием. После игры психотерапевт проводит обсуждение трудностей, ошибок, успехов и сопутствующих переживаний пациента.

Прогноз и профилактика

При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства.

Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми.

В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/perfectionism

Добавить комментарий